Классическая гитара: играем мизинцем правой руки

Подавляющее большинство современных школ игры на классической гитаре предпочитает не пользоваться мизинцем правой руки и предлагает играть правой рукой всегда только четырьмя пальцами (однако, не все: например, есть школа Charles Postlewate). Автор настоящей статьи считает данное положение вещей не совсем правильным, что и послужило причиной написания этого материала. И автор не одинок в своём мнении — множество концертирующих гитаристов так или иначе используют мизинец, даже безотносительно каких-либо школ.

Итак, зачем же играть мизинцем? Самый главный аргумент, как ни странно, довольно прост: только потому, что он у вас есть. Ведь обидно иметь палец, который никак не используется в игре и всё время болтается без дела. Если на левой руке мизинец использовать — не проблема, то почему — проблема на правой? Можно предположить, что историческое развитие техники игры на любом инструменте всегда идёт по пути подключения всего имеющегося "аппарата". Образно говоря, вначале играли всегда двумя пальцами, потом стали подключать третий, и так далее. Например, есть мнение, что якобы Ф.Сор использовал безымянный палец лишь эпизодически и рекомендовал его использовать как можно реже (а сегодня безымянный палец используют все, и очень широко). Можно встретить электрогитарные школы, которые играют тремя пальцами на левой руке (без мизинца), есть "фингерстайлные" школы, которые (почти) не используют безымянный палец правой руки и так далее — все эти школы находятся как бы на разных стадиях своего развития.

Какие плюсы может дать вам мизинец (кроме игры традиционных штрихов расгеадо):

Какие обычно приводят аргументы против игры мизинцем:

Какие трудности вас подстерегают, если вы решили начать играть мизинцем?

Не пытайтесь играть "мизинцем ради мизинца", т.е. было бы ошибкой использовать мизинец там, где можно обойтись другими пальцами, т.к. мизинец слабее остальных пальцев, и искусственно создавать себе трудности незачем. Например, обычное четырёхголосное арпеджио без пропусков струн следует и играть "по-обычному", т.е. без мизинца.

Далее вашему вниманию предлагается несколько этюдов на арпеджио для развития мизинца. Играйте эти этюды поначалу в сверхмедленном темпе, пока игра мизинцем не станет естественной. Практика показывает, что мизинец станет полноправным пальцем через пару месяцев, если вы будете играть эти этюды по 5-7 раз в день.












Примечание: вышеприведённый этюд Д.Агуадо написан как будто специально для мизинца (хотя аппликатура правой руки на рисунке указана иная) и есть мнение (неподтверждённое), что Агуадо рекомендовал использовать мизинец.

Martin Ludenhoff, 25.06.2009г.