9 Мая 2009

Е.Шилин. Мастер-класс №4. 2-я часть. ПУП.

Некоторые гитаристы подготовливают каждый последующий звук и заранее устанавливают пальцы правой руки на струны, а некоторые играют без такой подготовки. Если подготовливать каждый звук, то мы естественно будем приглушать их - не дадим им прозвучать своё положенное время. Сразу скажу, что некоторые гитаристы такое укороченное звучание (например, арпеджио) на дух не переносят, а другие не обращают на это никакого внимания и продолжают играть как ни в чём не бывало. Одно ясно - звучание первого варианта отличается от второго. Во втором варианте, когда пальцы заранее не готовятся, звуки аккомпанимента звучат, как и положено арпеджио - с наслоением звуков друг на друга. Если же каждый палец заранее устанавливать на струну, то звуки арпеджио станут немного отрывистыми(не слитными - нонлегатными).

Если тебе нравится полу-стаккатированные, укороченные звуки арпеджио, если они не идут поперёк твоей природы - значит, можешь смело продолжать заранее готовить пальцы. Если же тебя такое звучание не устраивает, мешает тебе - тогда этим приёмом сильно увлекаться не стоит. Фактически этот приём нам необходим, когда нужно приглушить звучание струн. Поэтому он так и называется "глушение струн". Но строить на этом приёме концепцию всей гитарной игры и техники - большая ошибка. В музыке есть более важные моменты, на познание которых можно потратить своё драгоценное время.

Ещё одна, очень важная деталь: приём ПУП исполняется только приёмом Тирандо, а это значит, что приём Апояндо изгоняется из практики. Так что не так безобиден этот самый ПУП. И нужно очень хорошо подумать, прежде чем бросить все свои силы на освоение этого приёма игры. Современное ТИРАНДО и АПОЯНДО(разработанное Таррегой) - это два противоположных метода в гитарной практике. Каждый гитарист выбирает своё направление...

Другая немало важная проблема с применением ПУП-а заключается в том, что те, кто освоил эту технику не умеют хорошо играть медленную, напевную музыку: они поневоле начинают ускорять все пьесы(потому что звуки мелодии укороченные, но в быстром темпе это становится не так заметно). Именно поэтому, в последние десятилетия темпы музыкальных пьес ускорились почти в два раза. И действительно, зачем играть медленно, если пальцы умеют всё это же самое сыграть быстро, ярко, напористо....Да!... Вот так (скоростно!)влияет на всех нас (в том числе и на музыку) этот безумный, безумный мир... Помогают этому и новые теории, возникающие время от времени о ускоренных способах овладения техникой музыканта.

Защитники приёма подготовки пальцев проповедуют этот способ игры на гитаре, потому что палец всегда подготовлен для извлечения следующего звука. И добавочно к этому, всегда есть опора руки на одну из струн: один палец извлекает звук, другой в это время уже встаёт на струну. Опора постоянно меняется - то на одном пальце, то на другом...Ориентироваться очень легко. Но к сожалению все эти плюсы обходятся нам иногда немалыми потерями. Чем-то приходится жертвовать, чтобы всегда играть этим приёмом? И, как всегда, виноватой оказывается... музыка!?

ОТВЛЕЧЁННЫЙ ДИАЛОГ МУЗЫКИ И ТЕХНИКИ:

Музыка(мечтательно): Я хочу, чтобы в этой пьесе все звуки звучали до конца такта и плавно переходили один в другой!

Техника(злорадно): Нет, дорогая! В этом арпеджио солист должен готовить пальцы и заранее устанавливать их на струны!

Муз(испуганно): - Но это же неправильно! Звуки же станут короче, а мне нужно мягкое, слитное звучание! ЛЕ-ГА-ТО!

Тех(презрительно):- Пойми, дорогуля! Никто не заметит, что звуки стали короче: то что слышит сам гитарист - это совсем не то, что слышат люди в зале! Там звучит совершенно другая музыка...

Муз(критически):- Это какая-то новая теория. Как же тогда солисту играть музыку , если он не знает, что там получается в зале? Он ведь думает, что люди слышат то же самое, что и он... По крайней мере раньше всегда так было...

Тех(назидательно): Слушай! Забудь ты про эти бредни 19 и 20 веков! Тогда жизнь была другая. Люди тогда ходили медленно, пешком и музыка у них поэтому была такая напевная и слащавая. Они часто использовали приём Апояндо, а мы отказались от него. У нас за окном другое время: если ты не будешь быстро тарабанить пальцами по струнам, то тебя не примут ни в одном приличном обществе и ты ничего не добъёшься в жизни...

Муз(ехидненько): Я не пойму! Что же тогда получается: главное не музыка, а предварительная установка пальцев, что ли? Получается, что этот самый ПУП говорит нам, как должна звучать музыка. И почему только Тирандо? Ведь музыка написана не для одного приёма игры. Это ведь не Чакона - Баха для одной левой руки, как у пианистов...

Тех(рассердившись): В наш 21 век главное - это показать блестящее владение двигательными навыками! Главное ошеломить противника(я хотел сказать зрителя!) и высыпать на него возможно большее количество звуков в единицу времени. Это для нас сейчас самое главное! Если ПУП и Тирандо помогают тебе в этом - чего ты ерепенишься? Короче: хочешь нормально устроить свою жизнь - тогда или умей играть быстро или бегай по сцене голым... Третьего не дано!...

Муз(несогласно): Но ведь это уже цирк получается, а не музыка: быстрей, быстрей... А зачем? Какой в этом смысл? Надо же дать людям возможность подумать, остановиться от этого бега жизни, успокоиться, в конце концов почувствовать вкус мелодии!

Тех(цинично): Прекрати эти свои сопливые излияния! Или живи вместе с этим временем, в которое нас угораздило вляпаться, или заткнись и не издавай свои старомодные заклинания!

---------------------------------------------------

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конечно, спору нет, без технических навыков играть на музыкальном инструменте невозможно. Желательно уметь играть и Тирандо и Апояндо. А для этого придётся много и упорно работать. Но это не значит, что техника в этих занятиях должна стоять на первом месте. Всё-таки сама музыка и наше ухо подсказывают нам, какое должно быть звучание, а значит техника будет нарабатываться (приспосабливаться!) для этого, конкретного звучания музыки. Всё-таки основная работа должна вестись над музыкой!!!

И тут возникает вопрос: если все стали такие умные и умелые - почему же в мире нет второго Сеговии? Ведь все хитрости и тонкости гитары стали как бы известны всему миру?...Интернет уже всё всем объяснил!

Я отвечаю на этот вопрос так: Потому что оценка гениальности или божественности исполнителя идёт не по техническим показателям, а по музыке. По духу, который передаёт музыкант своими звуками. Почему Сеговию называли Богом Гитары? Если рассуждать так как рассуждают любители ПУП-а, то можно сказать: потому что он хорошо владел приёмом Апояндо. И часть правды в этом есть, но малая часть. Главное же совсем в другом. Чем нам интересны некоторые певцы популярной музыки? Тем, что они интересны сами по себе, как личности. Если духовно ты интересный, необычный человек, то ты и в музыке и в песне сумеешь сказать что-то интересное людям. А если в тебе нет этого стержня, то заиграй хоть "апояндами" хоть "тирандами", хоть ПУП-ами - ничего не поможет: будешь просто обыкновенным средним музыкантом...

--------------------------------------------------

(ПУП - это Предварительная Установка Пальца на струну)

Ссылка на гитарный форум с разбором метода ПУП: http://demure.ru/forum/index.php?showtopic=3609

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ "ОПОРА НА СТРУНУ"

Е. Шилин 2009г. ©

 


E-mail: YevgeniyShilin@msn.com
Copyright © 2003
CAA