9 Мая 2009

Е.Шилин. Мастер-класс №6. М.Джулиани - Аллегро

Перед нами известная пьеса для начинающих гитаристов:

Сыграть это (технически!) можно по разному. Так как мы сейчас находимся в теме ОПОРА ПАЛЬЦЕВ НА СТРУНЫ, давайте поиграем это Аллегро с применением этого приёма игры. Чтобы было понятнее, я ввёл новые обозначения в маленьких квадратиках: Р1 - обозначает основную (стартовую) позицию пальцев: все пальцы стоят на струнах. Эту позицию можно рассматривать или как ОПОРУ или как ПУП(Предварительная Установка Пальца на струны). Я больше склонен к ОПОРЕ. Далее: (а) в квадратике - означает ОПОРУ ПАЛЬЦА (а) на 1- ю струну.

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ: 1) Вначале пальцы стоят на струнах - (Р1) 2) Сыграйте приёмом ТИРАНДО первые 4-е шестнадцатых. Так как палец (а) стоит на 1-ой струне, поэтому опора на струну у нас здесь есть. 3) Играем вторую группу из 4-х шестнадцатых: палец "а" извлекает звук на 1-ой струне и рука оказывается без опоры, но в этот момент на помощь может прийти ПУП - пока нота ми будет продолжать звучать на 1-ой струне, пальцы (i) и (m) могут играть на 2-ой и 3-ей струнах, предварительно устанавливаясь. 4) Вторую половину этого такта (четыре басовые ноты) и аналогичные места пьесы можно играть с опорой пальца (a) на 1-ю струну. 5) Вначале каждого такта (а иногда и по два раза в такте) можно применить (Р1). 6) Я всё время говорю слово "можно", потому что этот вариант техники не является обязательным для всех. Просто на этом примере мы рассматриваем приём игры с ОПОРОЙ ПАЛЬЦЕВ.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ: Можно эту же пьесу играть с ОПОРОЙ по другому. Всё играть с опорой только одного пальца (a) на 1-ой струне. Т.е. никаких (Р1) делать не надо. Вначале, перед игрой нужно установить палец (р) на 5 струну, а палец (a) на 1-ю. Играть все остальные звуки ТИРАНДО (слёту).

ТРЕТИЙ ВАРИАНТ игры с опорой. Нужно всегда опираться на большой палец (р), а для этого он будет играть АПОЯНДО, остальные - ТИРАНДО. Палец (а) иногда опирается на 1-ю струну(особенно когда мелодия звучит на 4-ой струне).

ЧЕТВЁРТЫЙ ВАРИАНТ игра с применением ПУП-а. Т.е. предварительно устанавливается каждый палец на струну.

И ПЯТЫЙ ВАРИАНТ - всё играть тирандо(слёту, т. е. рука без опоры)

Так! И что же у нас получается? Столько вариантов! Какой же из них выбрать? А вот это уже зависит только от вас. Что именно вы хотите услышать в этой музыке? Что вы хотите выразить этой музыкой? Обратите внимание, что я пока вообще ничего не говорил о самой музыке - только о технике. А ведь именно музыка должна повлиять на выбор техники, ведь каждый из этих вариантов звучит по своему - по особому. Так что оставляю вас наедине с этой пьесой... Единственно, что могу добавить, это то, что это очень простая музыка. Простая, ясная мелодия проходит на басовых струнах, остальные звуки - арпеджированный аккомпанемент. Поэтому звуки, которые вы будете играть большим пальцем должны звучать громче остальных звуков(ведь это мелодия и есть основа этой пьесы). Вы должны в первую очередь вслушиваться в эти(басовые) звуки. Всё остальное - на втором плане. В первом такте, во второй половине, четыре басовых звука стремятся к пятому звуку, с которого начинается 2-ой такт. Поэтому этот звук должен быть акцентированным(та-та-та-та-ТА) и может быть поэтому его "можно" сыграть АПОЯНДО! Так же можно делать и в похожих ситуациях... Самый слабый среди этих вариантов - пятый, но я уверен, что таким способом (без опоры)не играет никто, кроме начинающих, потому что инстинктивно какие-то пальцы иногда остаются на струнах - сама жизнь заставляет это делать....

Так что для технического оснащения гитариста нужны и ОПОРА, и АПОЯНДО и ТИРАНДО и даже ПУП. Но применять в своей игре только что-то одно из них, значит обеднять свою палитру красок. Тот, кто владеет техникой АПОЯНДО (а это намного сложнее!) резко отличаются от "тирандистов", которых всегда было большинство, а в наше время особенно много, потому что у них появилась теоретическая база - школа Теннана и другие. В этом методе есть какое-то зерно и игра их становится стабильнее. Но само звучание гитары не имеет того насыщенного тона, который можно получить при АПОЯНДО. Если гитарист совмещает обе методики извлечения звука, то АПОЯНДО заставляет(воспитывает!) ТИРАНДО звучать так же наполненно. А без такого "учителя" Тирандо получается слабым.

---------------------------------------------------------------------------

(ПУП - это Предварительная Установка Пальца на струну)

Ссылка на гитарный форум с разбором метода ПУП: http://demure.ru/forum/index.php?showtopic=3609

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ "ОПОРА НА СТРУНУ"

 

Глава из книги "Художественная техника гитариста" Е. Шилин 2006г. ©

 


E-mail: YevgeniyShilin@msn.com
Copyright © 2003
CAA