9 May 2009

Е.Шилин. Мастер-класс №5. Этюд - М.Каркасси

Сегодня мы поговорим с вами об Этюде Ля-мажор Маттео Каркасси. Обратите внимание, что я речь веду в основном о пьесах, которые знают абсолютно все, кто учился на гитаре хотя бы один год. Я это делаю специально, чтобы на известном материале показать ошибки, которые делают не только начинающие гитаристы, но и продвинутые музыканты и что особенно печально?! - некоторые педагоги.

Итак , МАТТЕО КАРКАССИ -- ЭТЮД - ЛЯ МАЖОР (АРПЕДЖИО)

Как я уже говорил на предыдущих мастер-классах одним из главных факторов в музыке является МЕЛОДИЯ. Одним из главных!!! Почему я так педалирую внимание, именно, на этой теме? Потому что, к моему горькому сожалению, большинство нынешних исполнителей не знают, как нужно играть мелодичные пьесы. Не знают на что обращать внимание и как работать над музыкой. Подчёркиваю слова "над музыкой", потому что 99% гитаристов увлечённо работают только над техникой, причём очень часто над техникой, оторванной от музыки (техникой самой по себе?!)
Конечно, есть пьесы, в которых мелодия не является главной. Например, знаменитый "Ручеёк" - М. Джулиани, в котором мелодия появляется только эпизодически. (Об этом мы поговорим на следующем мастер-классе!).
Но я как раз веду разговор о самом слабом месте в сегодняшнем исполнительстве - мелодике?! Итак, возвращаемся к Маттео Каркасси.
Во-первых, должен сказать, что слово "этюд" у нас ассоциируется (когда я говорю "у нас" я имею ввиду большую часть гитаристов, но не себя самого!)с упражнением, т.е. подразумевается как бы техническая работа. И здесь совершается первая, очень важная ошибка?!

ВЫ ДОЛЖНЫ ЛЮБУЮ МУЗЫКУ ИГРАТЬ, КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРИЗВЕДЕНИЕ, А НЕ КАК УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ, ДАЖЕ ЕСЛИ ЭТО БУДЕТ ПРОСТОЕ УПРАЖНЕНИЕ ИЛИ ГАММА.


Как же играть этот этюд? Перед нами несколько путей, несколько разных вариантов исполнения.
ВАРИАНТ А: Особенно широко распространён. Как получится, так и хорошо! Не вдаваясь в детали, особо не раздумывая, просто играются ноты... И что-то звучит.

ВАРИАНТ Б: Здесь скрупулёзно выполняется всё, что стоит в нотах. Стоит пауза - значит будет пауза. Этот вариант очень любят теоретики-гитаристы и особенно те, кто играют с Предварительной Установкой Пальцев (ПУП) правой руки.
Если арпеджио написано в нотах восьмыми нотами, значит будут звучать восьмые - без наслоения звуков друг на друга, не так как обычно звучит настоящее арпеджио(на педали!).

ВАРИАНТ В: Это когда музыка сама заставляет играть себя по её законам, может быть даже меняя длительности и темпы.... Нужно только внимательно присмотреться и вслушаться в эту музыку.

Весь этот этюд - это одна и та же повторяющаяся формула арпеджио для пальцев правой руки - поэтому и название "этюд"
Есть ли тут мелодия? Конечно есть! Более того здесь идёт диалог мелодии и баса.
На каждый вопрос в мелодии (состоящий из 2-х нот) звучит ответ на басовых струнах (тоже из 2-х звуков)

Но мы уже знаем, что некоторые гитаристы играют арпеджио без педали, за счёт того, что точно выполняют указания "теннанов" по исполнению приёма игры "Предварительная Установка Пальцев". Сразу заметно, что этот приём для этих гитаристов является самым важным в игре на гитаре. Музыка - это второстепенное, главное выполнить правильно приём.
Давайте поговорим о мелодии. В каждом такте мы видим две четвертные, окружённые паузами. Нужно ли выполнять эти паузы? Это смотря, какая у вас задача. Если вы хотите сыграть этот этюд напевно, с кантиленой, тогда вторую четвертную можно тянуть до следующего такта и даже продлить и на первую долю. Вот так, примерно:


Мой вариант исполнения: напевный, кантиленный, поэтому пальцы я здесь заранее для каждой струны не подготавливаю. Они висят у меня над струнами, почти касаясь их. Большой палец играет приёмом апояндо, чтобы была опора для правой руки. Остальные пальцы играют приёмом тирандо. При выборе техники для этого Этюда я попробовал играть его и с Предварительной Установкой каждого пальца - это идёт против моего понимания музыки и поэтому мне это не подходит. Я выбрал кантиленный вариант, при котором все звуки (особенно мелодические)тянутся максимально долго и мягко переходят друг в друга, а в арпеджио аккомпанемента - обязательно продолжают звучать все звуки аккорда, наслаиваясь друг на друга. Главное здесь - не заглушить 1-ю струну, тогда получается эффект "пения" гитары. (Бас можно играть и тирандо - тогда получится игра без опоры. Ничего страшного - зато напевно!)

Этюд - Миди

Если же у вас другая задача и вы хотите всё скрупулёзно выполнить, тогда кантилены не будет, а будет совершенно другая музыка. А значит исполняться этюд будет другой техникой, где могут быть использованы и ПУП, и апояндо.... Например, вариант с предварительной установкой(ПУП) трёх пальцев на 1-ых струнах при игре каждого баса. Как только бас извлекает звук - три пальца устанавливаются на струны. Звучание этюда не будет таким напевным, как в первом варианте, но тоже терпимо.

(ПУП - означает Предварительная Установка Пальцев)

Глава из книги "Художественная техника гитариста" Е. Шилин 2006г. ©

 

 


E-mail: YevgeniyShilin@msn.com
Copyright © 2003
CAA