15 февраля 2008

Е.Шилин. Мастер-класс №3. Этюд - Ф.Сор

На первый взгляд это очень простой этюд. И действительно, чтобы проиграть ноты этого этюда больших усилий не требуется. Но чтобы эти ноты прозвучали убедительно, нужно уж очень постараться. Как же это сделать? В чём здесь сложность? По своей сути этот этюд занимает почти то же место, что у пианистов Лунная соната(1 часть). Если взрослый человек начнёт учиться играть на пианино, то через пару месяцев он сможет(если очень захочет!) проиграть ноты 1-ой части Лунной сонаты. Т.е технически это не очень сложная пьеса, но зато музыкально!... Вот где камень преткновения для многих! Так же и у нас, у гитаристов, этот этюд Ф.Сора совершенно не получается у тех, кто думает, что здесь играть нечего(элементарщина!) и что техника - это только быстрота движений пальцев. Да! Здесь нет ни пассажей, ни яркого расгеадо, ни тремоло.... Не за что спрятаться! Простое, даже можно сказать, однообразное арпеджио! Как же оживить его, как вдохнуть в него жизнь? И опять на первое место выходит Мелодия!! Вот она:

Поиграйте её на гитаре или напойте голосом, чтобы прочувствовать и понять красоту этой простой мелодии. После этого попробуйте сыграть все ноты Этюда, но так, чтобы Мелодия главенствовала, чтобы она парила над остальными звуками: над басом, аккомпанементом. Повторю важную фразу из 2-го мастеркласса: "Мелодия(когда вы играете все ноты пьесы!) должна звучать также, как она звучала одна(без баса и аккомпанемента)!" Вот здесь, как раз, и проходит разделение у музыкантов - разный подход к этому Этюду, да и вообще к Музыке. Большая часть гитаристов играет этот Этюд не особенно вслушиваясь в главную мелодию(а значит и не выделяя её!), а вслушиваясь в переборы арпеджио. Это тоже неплохо, но получается не то, что сочинил Ф.Сор:

Видите? Ноты те же самые, но так, как записаны одноголосно, поэтому не видно, где мелодия, где аккомпанемент. Можно подумать, что все эти ноты относятся к мелодии. Если сыграть по таким нотам, получается красивое, грустное арпеджио и где-то смутно, иногда доносится, как бы, мелодия. Вот если бы Ф.Сор написал ноты, именно, так, как во 2-ом варианте, т.е. не показывая мелодии, я бы ещё мог согласиться со сторонниками этого исполнения(кстати их развелось, что-то много, в последнее время!). Но Ф.Сор специально показал в своих нотах, что вот это есть Мелодия, а вот это - Аккомпанемент! Этим самым он ясно указал нам , как надо исполнять этот Этюд. Я даже скажу больше: если бы у меня были ноты только этого 2-го варианта, я всё равно при исполнении выделил бы Мелодию поярче. Это мой подход к Музыке и поэтому я считаю себя косвенным учеником Андреса Сеговии, который именно в этом (в Мелодике! и в Кантилене!) был силён, как никто другой. И не превзойдён до сих пор!

Кстати, у И.С.Баха сплошь и рядом в нотах прячутся эти самые скрытые Мелодии (как и во 2-м варианте Этюда), которые нужно суметь найти и правильно сыграть. Это умение приходит со временем. Если, конечно, при работе над такими пьесами вы будете пытливо размышлять, какие же ноты относятся к мелодии и сколько должна тянуться каждая из этих нот.

Возвращаясь к разговору об Этюде-Ф.Сора, я хочу вам рассказать о необычном приёме, который используют музыканты в работе над пьесами, когда хотят добиться кантиленной игры, чтобы гитара "пела". Для этого они на основную Мелодию сочиняют какой-нибудь текст и получается, как бы песня, мелодию которой поневоле нужно напеть. Предлагаю вам один из вариантов слов, которые вы можете напеть, одновременно играя музыку Ф.Сора:

Если у кого-нибудь из вас возникнет желание продолжить сочинение слов "Песни", пожалуйста пробуйте! И главное напевайте - это вам поможет понять мелодию и вникнуть в суть пьесы, а значит вы будете играть более художественно! Вот это и называется Художественной Техникой Гитариста. Это техника, которая исходит от самой музыки и которая помогает раскрыть идею этой музыки.

ДВЕ ТРАКТОВКИ ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ МУЗЫКИ: Вариант Ф.Сора (Миди-файл 1) ------- Вариант 2 (Миди-файл 2)

Несмотря на то, что эти муз. примеры даны в формате МИДИ - всё равно слышно, где мелодия "поёт", а где нет!

Глава из книги "Художественная техника гитариста" Е. Шилин 2006г. ©

 


E-mail: YevgeniyShilin@msn.com
Copyright © 2003
CAA