15 февраля 2008

Е.Шилин. Мастер-класс №2. Условности нотной записи.

Открываем 3-ю часть Школы Маттео Каркасси. Пьеса №1 - Андантино.

Нотная запись, особенно для классической гитары, весьма условна, потому что на одном нотоносце нужно разместить несколько голосов. Поэтому длительности нот часто не соответствуют тому, что должно звучать на самом деле.

Давайте подумаем о том, сколько голосов в этой пьесе? Итак, первый - верхний голос(основная мелодия), второй - нижний голос(бас), и третий - аккомпанемент(повторяющаяся нота "соль"). Какие же ноты относятся к основной мелодии? Если мы запишем на ноты только эту мелодию, то она будет выглядеть, примерно, вот так:

Сравните с первым нотным примером: оказывается мелодия играется не 16-ми, а 8-ми и четвертными нотами. Более того, аппликатура левой руки должна будет подчиняться логике музыкальной фразы, а не точному указанию нот. Например, ноту "до" в 1-ом такте нужно будет держать(а значит и тянуть!) до ноты "соль", а ноту "фа" в о 2-ом такте до ноты "ре", т.е. эти ноты по длительности станут четвертными, хотя в основном тексте эти ноты показаны шестнадцатыми. Видите, какая разница? Для чего это нужно делать? Для кантилены, для того, чтобы гитара "пела". Вот с таким настроем (напевно!) и сыграйте эту мелодию несколько раз. А теперь давайте посмотрим на эту же мелодию, но уже с басом:

Задача остаётся той же самой. Добавленный бас не должен заглушать мягкую, напевную мелодию. Она главная. К ней прислушивайтесь! Мелодия должна остаться точно такой же, какой она звучала одна, без баса. И вот только после такой проведённой работы, когда вам станет всё понятно, можно вернуться к основному тексту пьесы и сыграть её уже и с аккомпанементом(это повторяющаяся, открытая нота "соль"). Главное - кантилена, напевность и поэтому всегда вслушивайтесь и следите за мелодией. Если в этой пьесе вы будете заранее готовить пальцы правой руки и устанавливать их на струны, как советуют некоторые зарубежные педагоги, то кантилены не будет. Гитара "петь" откажется. Что мы и наблюдаем у большинства современных гитаристов.

ДВА РАЗНЫХ ПОДХОДА К МУЗЫКЕ: Основной вариант( Миди-файл 1) ----- Второй вариант (Миди-файл 2). В основном варианте мелодия выделяется ярче, а во втором варианте - нет(все ноты одинаковые по громкости).

Глава из книги "Художественная техника гитариста" Е. Шилин 2006г. ©

 


E-mail: YevgeniyShilin@msn.com
Copyright © 2003
CAA