15 февраля 2008

Е.Шилин. Мастер-класс №1. Мелодия.

Для начала возьмём очень лёгкую пьесу, которую, наверняка, играли все, кто пробовал научиться играть на гитаре. Это Андантино - Маттео Каркасси(привожу здесь только первую часть пьесы). Посмотрите внимательно на эти два нотных примера. У них очень много общего. Ноты в обоих вариантах одни и те же.

Можно подумать, что вторая пьеса, это то же самое Андантино, но записанное нотами по другому. На самом же деле это не так. Это две совершенно разные пьесы. У них разные мелодии, поэтому играть их нужно по разному. Когда композитор переносит свою музыку на ноты, он записывает её так, чтобы в нотах был виден его замысел. И тем более, существуют общепринятые законы правописания нот. Итак, и в первом и во втором варианте перед нами - двухголосие. Первый голос - это все ноты, штили которых направлены вверх. Это основная мелодия. А второй голос - это все ноты, штили которых направлены вниз. Это аккомпанемент. В №1 мелодия играется четвертными нотами, поэтому получается спокойная напевная мелодия. Это действительно Андантино.

Попробуйте отдельно проиграть на гитаре вначале основную мелодию, потом - аккомпанемент. И лишь после этого всё вместе. Надеюсь вы понимаете, что мелодия должна звучать громче аккомпанемента. Звуки аккомпанемента не должны заглушать основную мелодию.(К сожалению, выросло целое поколение музыкантов, которые об этом слышат впервые?! и поэтому играют все звуки на одном уровне громкости - "ровненько").

А теперь перейдём к варианту №2. Мелодия здесь играется восьмыми нотами. Другая мелодия и характер музыки совершенно другой. Это уже получается не Андантино, а что-то вроде Польки.

Сравните мелодию 1-го варианта с мелодией 2-го варианта. Видите, как меняется музыка только от того, что мы ноту "соль" из аккомпанемента перевели в мелодию. А теперь сыграйте все ноты 2-го варианта: и мелодию и аккомпанемент. В данном случае аккомпанемент больше похож на басовую партию. Та же самая задача должна быть и здесь: бас играйте помягче, чтобы он не мешал звучать этой, другой мелодии.

Для чего я говорю об этом? Дело в том, что 95% учащихся играют эту пьесу, не так, как написано в нотах, не так, как её задумал композитор. Ученики же хотя и смотрят на ноты, написанные Каркасси и думают, что они играют Андантино, но получается то у них, именно, Полька, т.е. второй, неправильный вариант. Причём так играют не только самоучки, изучающие игру по самоучителям(которым некому подсказать), но и те, у которых есть педагог. Вот так с самого начала закладывается музыкальная безграмотность и пренебрежение к нотному тексту. В итоге не выполняется, то что ясно написано в нотах, а исполняется то, чего там нет и в помине...

ДВА РАЗНЫХ ИСПОЛНЕНИЯ АНДАНТИНО: Основной вариант (Миди-файл 1) -------Вариант второй(Миди-файл 2) (Интересно, вы заметите разницу в звучании между этими муз. файлами, или нет?!)

PS. В последнее время раздаются голоса о "свободе творчества", мол, можно играть и так и эдак. Этими словами некоторые музыканты оправдывают свою музыкальное невежество и дилетанство...

Глава из книги "Художественная техника гитариста" Е. Шилин 2006г. ©

 


E-mail: YevgeniyShilin@msn.com
Copyright © 2003
CAA