Классическая гитара.

Приёмы игры. Tремоло.

Самый яркий приём игры на классической гитаре - ТРЕМОЛО. Он звучит очень эффектно, потому что кроме основной мелодии на первых струнах (это1-ый голос), одновременно звучит и аккомпанемент на басах (это - 2-ой голос). Если закрыть глаза, то ясно слышно, что играют как бы два человека: один- мелодию, второй - арпеджирует аккорды. В этом и заключается необычность этого приёма, но одновременно это и главная трудность при работе над ним. Не многие могут сыграть тремоло так, чтобы ясно звучало двухголосие - два инструмента (дуэт).

Не надо сразу хвататься за Альгамбру-Тарреги. Технику тремоло лучше всего отрабатывать на коротких упражнениях, чтобы пальцы приобрели начальные навыки. Для этого и написаны эти двенадцать специальных утпражнений. Работать над ними нужно не менее 15 минут ежедневно. Упражнения расположены в порядке возрастания , от простого к сложному, и поэтому ваше тремоло, если вы будете работать над ним ежедневно, постепенно будет улучшаться. Брать каждое последующее упражнение нужно только тогда , когда вы хорошо отработаете предыдущее.

В упражнении №1 тремолируется только один звук (ми) и мелодии никакой нет, поэтому всё внимание можно сосредоточить на том, чтобы все звуки тремоло (p-a-m-i) были одинаковые по громкости. Все звуки играются тирандо. Большой палец (р) намного сильнее других, поэтому играйте им очень мягко(не акцентируйте, уравняйте его с пальцами "i", "m", "a"). В упражнении №2 уже появляются элементы мелодии. Тремоло звучит на двух звуках (ми-фа). Вам нужно стараться играть так, чтобы между этими звуками не было пауз, чтобы переход от "ми" к "фа" и обратно был слитным без резких скачков и судорожных движений. Напоминаю, что главная мелодия у нас звучит на первой струне, поэтому весь свой слух и внимание переключите на первую струну и вслушивайтесь в эту мелодию из двух звуков..

Вначале, так как у вас нет техники, темп у вас будет медленный, но вы не отчаивайтесь, продолжайте работать, постепенно наращивайте темп и через некоторое время тремоло у вас будет получаться всё лучше и лучше и в конце концов обязательно зазвучит...Пальцы правой руки должны научиться извлекать звуки очень экономными, короткими движениями.

Очень важная и тонкая роль у большого пальца правой руки. С одной стороны он является участником мелодической линии тремоло и извлекает первый звук в группировке из 4-х нот, а с другой стороны, он- главный и единственный исполнитель аккомпанемента. Поэтому, он должен очень гармонично приспосабливаться и к мелодии и к аккомпанементу,

При работе над этими упражнениями вы должны давать себе разные конкретные задания. Задание 1: Я хочу, чтобы ярче прозвучала мелодия на первой струне. Задание 2: Я хочу, чтобы аккомпанемент (т.е. звуки, которые играет большой палец) стал главным, а не мелодия на 1-ой струне. Вы увидите, что эти два задания нужно будет играть совершенно по разному: в первом, вы будете прислушиваться к 1-ой струне и бас делать мягким и тихим. Во втором, вы будете слушать бас и поневоле акцентировать его, чтобы аккомпанемент стал главным, а 1-ую струну будете играть очень тихо. Играя упражнения с разными задачами, вы отрабатываете различные нюансы тремоло и приучаетесь мыслить за инструментом. Когда у вас есть конкретное задание, вы будете работать собрано и внимательно.

 

 

 
 
 
 
 
 

 

Немного о тремоло

Все струнные, щипковые инструменты, в том числе и гитара, имеют один "недостаток" - звук струны быстро затухает. Иногда хочется сыграть медленную, напевную мелодию, в которой звуки тянулись бы долго и ровно (как человеческий голос в песне). Гитара этого сделать не может!?
Некоторые щипковые инструменты (типа мандолины) придумали себе способ удлинять звуки. Если быстро повторять(многократно) один и тот же звук, играя медиатором, то все они сольются в один долгий звук. Это и есть тремоло.
На классической гитаре приём тремоло звучит намного эффектнее, потому что слышно одновременно два голоса: мелодию и аккомпанемент. Но ощущение дуэта возникнет только тогда, когда второй голос (аккомпанемент) будет тоже ясно слышен. Если басовые звуки будут слабыми, тремоло получится легковесным и пустым (что и наблюдается в последнее время у многих молодых талантов! - Нет полновесного баса! Нет аккомпанемента!). И вместе с тем, нельзя играть аккомпанемент слишком громко, нельзя заглушать мелодию на первых струнах. Иначе мелодия прозвучит грубо, топорно.
Поэтому очень важным является соотношение мелодии и второго голоса . Конечно, главное в приёме тремоло, это мелодия. Но это не значит, что второй голос надо пикать еле-еле. Иногда в басу звучат только звуки аккорда, а иногда звучит вторая самостоятельная мелодия, которая тоже "хочет", чтобы её услышали. Иногда бас делает короткие мелодические вставки. Во всех этих случаях бас нужно играть по разному: иногда громче, иногда - тише, но не одинаково, как это делают многие гитаристы. Это основная ошибка! Т.е. само тремоло вроде бы и есть, а вот ощущения, что играют два человека - нет!? А ведь именно это и есть главная особенность тремоло на классической гитаре. Первый звук каждого такта иногда можно играть большим пальцем апояндо, чтобы подчеркнуть первую долю и чтобы яснее был ритм.

Почему знаменитая Альгамбра - Тарреги у некоторых гитаристов звучит, как крупная, масштабная пьеса, а у других (у большинства!), как ученический этюдик? Даже у некоторых концертирующих гитаристов. Потому что так у них ущербно воспитано "ухо". Потому что нет второго голоса!? Потому что они всегда думали только о быстром темпе и слушали только главную мелодию, а на остальное начхали. Когда играешь тремоло, нужно уделять внимание и солисту, который "поёт" красивую мелодию (это пальцы p-a-m-i), и аккомпаниатору - палец (p), который не только помогает звуками аккордов, но и держит ритм пьесы...

Всё не так просто, как думают любители быстрой игры. Чтобы хорошо "спеть" на гитаре ту же Альгамбру, нужно в своей душе иметь кантилену и эту мелодию, эту песню. А чтобы душа "запела" над ней тоже нужно много работать. Иначе, потом - в дальнейшем, будут проблемы... Особенно, когда услышите тремоло крупного гитариста , настоящего музыканта и сравните свою игру с его... Музыка фактически играется не пальцами, а душой. Если душа у тебя слабая, недоразвитая, то и музыка будет такой же, несмотря на быструю беготню пальцев. А если душа твоя мощная, широкая, то даже медленная, простая пьеса прозвучит, как широкая полноводная река....

Те, кто играют на гитаре тихим звуком (лёгкое туше), не могут сыграть полновесный аккомпанемент на басовых струнах, потому что сама мелодия на первой струне звучит тихо, а аккомпанемент получается сверхтихим, т.е. его практически нет. А всё потому что не было работы над силой пальцев. Сразу спешу предупредить, что силу пальцев музыканта нельзя натренировать гантелями и другими спортивными предметами. Пальцы приобретут силу только за игрой на инструменте, но для этого нужно играть упражнения иногда и громким звуком, чтобы "мышцы" пальцев хоть немного напрягались и становились сильнее.

В Альгамбре большинство гитаристов просто не выполняют указания Тарреги. Начиная с первого такта, около басовых нот стоят акценты (<), которыми композитор хочет сказать нам, что это не просто аккордовые звуки, а вторая мелодия (подголоски) и что её нужно тоже подчеркнуть, показать. Но, к сожалению, этого почти никто не делает!?

Список пьес с приёмом тремоло:

  • 1. М. Каркасси - Этюд (Am)
  • 2. М. Высотский - Русская мелодия (Am или Gm)
  • 3. Х. Виньяс - Фантазия (E)
  • 4. Фр. Таррега - Воспоминание об Альгамбре (Am)
  • 5. Фр. Таррега - Грёзы (E)
  • 6. А. Иванов-Крамской - Грёзы (D)
  • 7. Е. Шилин - Фонтан молодости (Em)
  • Вернуться в мастер-класс
Все упражнения взяты из моей Школы игры на гитаре. Часть 2 - "Художественная техника гитариста".

Авторские права защищены(All Rights Reserved). Публиковать с разрешения автора.

 


E-mail: YevgeniyShilin@msn.com
Copyright © 2003
CAA