Размышления о музыкантах. Классическая гитара.

Я уже говорил раньше (Советы профессионала) о двух, основных разновидностях гитаристов: об Истинных музыкантах(это те, кто занимается Искусством в высоком смысле этого слова - Сеговия!) и музыкантах-спортсменах.

Вот эта сценка показывает суть "спортсменов"- музыкантов:
"Начинаем концерт мастера спорта по игре на гитаре - чемпиона мира N.N. В первом отделении концерта вы услышите первую часть "Лунной сонаты" - Бетховена. Мировой рекорд равен 1 минуте 03 секундам. Установлен сегодняшним исполнителем в Париже два года назад. Сегодня мы можем стать свидетелями нового достижения талантливого спортсмена из Москвы. Вы, конечно, знаете, что две попытки N.N. сыграть пьесу быстрее одной минуты закончились неудачно. Но гитарист усиленно тренировался последние полгода - ежедневно по семь-восемь часов - и мы надеемся, что музыка Бетховена сегодня прозвучит ещё быстрее, а значит и лучше!" !?...!?...!?

Есть ещё одна яркая разновидность в музыкальном (а значит и в гитарном) мире. Это - "иллюстраторы". Это когда гитарист чистенько сыграет вам все ноты, не затрагивая вашу душу и вы спокойненько можете поразмышлять: "А стоит ли заниматься музыкой, чтобы стать таким исполнителем, как он? Ни уму, ни сердцу!" Если бы наполнить каждую ноту духовным содержанием (как это делал Сеговия), тогда другой разговор. А здесь гитарист просто показывает, как, примерно, должна звучать пьеса. Естественно, ни о какой трактовке, ни о каких чувствах речь не идёт. Просто аккуратненько сыграные ноточки. "Спортсмены" и "иллюстраторы" в чём-то схожи; и те, и другие говорят только о технической стороне музыки: (какими пальцами, тремя, двумя, четырьмя), как будто в этом и есть смысл музыки. "Спортсмены" носятся галопом по нотам, потому что у них есть активная задача(быстрей и быстрей! Видимо, чтобы не догнали!), а "иллюстраторы" играют всё помягче, понежнее... Обычно они играют очень лёгким туше(тихим звучком, не напрягая ни пальцев, ни душу). Быстрая трескотня у "спортсменов", многими воспринимается, как напор души, но на самом деле за пулемётными нотными очередями, скрывается, чаще всего, пустота души. У настоящего Музыканта техника не видна (он её не выпячивает, ни хвалится ею, потому что весь поглощён музыкой. Можете ли вы представить себе Сеговию, у которого звуки в [пассажах "сыпятся" из гитары как сухой горох в пустую кастрюлю])? Это на одном из сайтов так "похвалили" известного иностранного гитариста. Тут я согласен с автором этих слов, действительно, он играет, как об стенку горохом. А некоторые из "спортсменов", глядя с восхищением на этот "горох", как обезьяны стараются повторить это и думают: "Посмотрите, как я могу быстро играть эти пассажи! Никто так не сможет - я лучший!". Да, действительно, ты - лучший, но не музыкант, а "спортсмен"!! Может быть ты даже и человек хороший, но, извини, - спортсмен! Тебе надо на Олимпийские игры или на Чемпионат мира...

Итак, о звуке! В России (или, точнее в бывшем Союзе) у гитаристов две болезни. Одни - всё играют сильным, громким звуком (видимо, хотят уравнять гитару с оркестром). Стремление играть музыку насыщенным звуком само по себе похвально, но сразу же начинается зажим правой руки и, как следствие этого, зажим и левой. При игре сильным звуком пальцы пр. руки напряжены сильнее; чтобы извлечь громкий звук, они вынуждены делать больший размах. Ну, а при большом размахе пальцев очень трудно играть пассажную технику в быстром темпе, (поэтому эта техника напрямую связана с громкостью звука: громче-медленнее, тише- быстрее). Медленные пьесы у этих гитаристов могут звучать неплохо, но зато быстрые не получаются.

А другие "больные", наоборот, всё играют тихим звуком. Пальцы пр. руки абсолютно не напряжены и поэтому возрастает беглость. Но, к сожалению, в этой игре нет глубины музыки. Они порхают над нотками, как мотыльки, не задумываясь что? о чём? Тихенько, быстренько - вот и вся задача. Медленных пьес(а такие есть в музыке!) они не играют, потому что для этого нужно иметь духовную суть и иметь что сказать людям. Именно в медленных пьесах видно кто перед нами: Музыкант, "спортсмен" или "иллюстратор". Настоящий Музыкант, я уверен в этом, может так сыграть любую маленькую пьесу из "Школы - М. Каркасси", что люди подумают, что это шедевр. Предлагаю любому из вас открыть 3-ю часть Школы М. Каркасси и показать нам(а главное себе!)какие вы гении. Главное, чтобы рядом в это время не было маленького ребёнка, который может, некстати, заорать:

МАМА! А КОРОЛЬ ТО, ГОЛЫЙ!!!

Сейчас появилось несколько "вундеркиндов" играющих поверхностным звуком. Но, то что впечатляет, когда играет мальчик(нам нравится, как у него бегают пальчики), то абсолютно не трогает, когда он становится дяденькой. Здесь нас уже интересует личность человека, его духовное богатство, которое человек или накапливает с годами, или остаётся на уровне младенца. Если бы Сеговия играл лёгеньким звучком, то не было бы Сеговии! А был бы гитарист, которых полно на нашей матушке Земле и никто бы не обратил на него никакого внимания. Поэтому, кроме техники (которой, конечно же, нужно заниматься) нужно ещё(это главнее!) и работать над своей душой (питать её из других областей Искусства: литературы, живописи и т.д.), а в работе над пьесами нужно ставить перед собой духовные задачи, а не спортивные. Иначе, из вас получится очередной "спортсмен" или "иллюстратор". Какую вы ставите перед собой задачу, то из вас потом и получится: если вы хотите видеть в глазах публики воссторг от вашей беготни по грифу, то готовьтесь быть каким-нибудь чемпионом (мира, страны, города, деревни). А если вы хотите научится "разговаривать" струнами гитары - значит у вас есть надежда стать Музыкантом, значит когда-нибуть вы сумеете приоткрыть людям тот высший мир, который мы никогда не найдём на нашей грешной земле, но который обязательно где то есть и, к которому, инстинктивно, тянутся наши души...

(Кстати, забыл предупредить, что спорт я люблю, и уважаю людей, отдающих все свои силы, все устремления, чтобы победить, чтобы стать первым. Но это спорт. Здесь важны сила, ловкость, быстрота... Искусство, это совершенно другое - здесь: душа, чувства, ум, сердце... Поэтому, если ты занимаешься музыкой, то "тренируй" свою душу тоже... Если, конечно, стремишься к Высокому и Истинному.

У пианистов есть такое понятие -"туше". Этим словом они обозначают, как пианист касается клавиши и какой звук при этом получается. Туше может быть мягкое, может быть жёсткое. Может быть насыщенное, а может быть легковесное. У всех музыкантов разное туше. Это зависит от характера человека, от строения его рук, пальцев. Нам, гитаристам, нужно взять это слово в нашу "гитарную кухню", чтобы легче было объясняться, кто каким звуком играет и как касается струны...

© Евгений Шилин 2004