Классическая гитара(реплика)
Всё в музыке очень просто: есть музыканты-спортсмены (для которых главное - установить рекорд скорости), слушая которых, думаешь: "Какой молодец! Ты смотри, как быстро у него бегают пальцы! Ну, прямо, чемпион!" А есть музыканты, которых слушаешь и не рассуждаешь какая у них там техника, потому что музыка захватывает тебя целиком, ты забываешь обо всём на свете и наслаждаешься и сопереживаешь вместе с исполнителем. Вот это и есть Настоящее Искусство!
Смешивать эти два направления в музыке не имеет смысла, потому что у них совершенно разные задачи: одно из них воздействует на душу человека, а другое - на глаза и уши . И у музыкантов задачи тоже разные: одни показывают - как они умеют быстро гонять пассажи по всему грифу, а другие думают о том, чтобы их музыка рассказала людям что-то важное, какую-то Истину...
Чтобы люди не путались, нужно всё это называть тоже по разному. Искусство - это когда в восторге твой внутренний мир, а Мастерство - это когда тебя восхищает только техническое совершенство. Короче говоря, есть Пако де Лусия, а есть Сеговия... Мне ближе духовное направление в музыке, поэтому мои советы могут пригодиться только тем, кто к музыке относится не как к балагану, а как к Высокому и Святому. (Продолжение этой темы жми здесь)
Советы профессионала. Для учащихся(муз.школа, колледж)

1. Чем лучше ваша гитара, тем быстрее вы научитесь на ней играть.

2. Заниматься нужно не менее 1,5 часа в день.
3. Есть муз. инструменты, которые могут играть только мелодию(скрипка, флейта),а есть такие, которые могут одновременно играть и мелодию, и бас, и аккомпанемент. Это фортепиано, аккордеон и наша с вами классическая гитара. Естественно, что мелодия должна звучать громче, чем аккомпанемент или бас, потому что она главная (к примеру, когда выступает певица с оркестром, то вы в основном слушаете певицу, потому что она поёт главную мелодию и оркестр не заглушает её). Поэтому нужно приучать пальцы правой руки играть мелодию ярко, а бас и аккомпанирующие звуки - потише. (Мастер-класс№1 и №2)
4. Музыка, это особый язык и вы должны струнами своей гитары уметь "разговаривать" с людьми, для которых играете.
Здесь есть фразы и предложения, вопросы и ответы. Этому то и нужно учится в музыке... Пытаться что-то сказать людям.
Это главное!
5. Начинать свои ежедневные занятия можно с "Упражнений для развития техники" или "Упражнений для развития силы
пальцев". Они состоят из коротких фраз, которые нужно повторять по многу раз, отрабатывая интонацию, т.е. учится играть музыкальные фразы по разному: вопросительно, утвердительно, нежно, грубо, весело, грустно и т.д.
6. Очень важно всегда слушать мелодический голос ( как будто вы его напеваете), тогда вы поневоле будете стараться играть аккомпанемент тише. Всё ваше внимание нужно сосредоточить на мелодии. Некоторые музыканты специально вначале сыграют мелодию только на одной струне (или споют её), чтобы лучше понять, как же должна звучать эта пьеса, а уже потом играют её и с басами и с аккомпанементом. Когда человек напевает мелодию, он инстинктивно делает это правильно, с музыкальной точки зрения. Остаётся только повторить мелодию точно также на гитаре. Это очень хороший приём, который я вам советую почаще использовать… (Мастер-класс№3)
7. Не бойтесь играть звуки, не относящиеся к мелодии, тише (процентов на 50-70). Главное мелодия. Не заглушайте её
остальными звуками. Конечно, есть пьесы где нет чёткой, ясной мелодии (например, прелюдии, в которых просто арпеджируются аккорды) и здесь все звуки могут быть одинаковыми по громкости, НО!!! даже в таких пьесах есть скрытые мелодии, которые проявятся, если вы попробуете акцентировать какие-нибудь звуки (например, звуки только на 1-ой струне или только бас). Пьеса сразу зазвучит свежо и ярко. И убедительно!
8. Трудные места, пассажи нужно повторять по многу раз, Но очень и очень медленно, чтобы мозг запомнил все движения,
которые потом нужно будет делать быстро. Это один из секретов музыкантов!!! Даже пьесы полезно проигрывать в сверхмедленном темпе, потому что вы успеваете всё проконтролировать(фразы, аппликатуру, интонацию и т.д.).
9. Удары пальцев правой руки должны быть очень короткими (без замаха), особенно в быстрых пьесах.
В быстрых пассажах звук - тише, потому что пальцы пр. руки должны быть совершенно расслаблены(не зажаты).
10. Очень важно - возвращаться через некоторое время к лёгким пьесам, которые вы уже забросили, и играть их на новом
уровне техники (можно играть по нотам, не учить наизусть). Но зато всё ваше внимание можно сосредоточить на Музыке и
играть эти лёгкие пьесы для души, для сердца. Старайтесь "разговаривать" гитарой. Вообще понятие "техника гитариста" не означает только быстрое шевеление пальцев (очень часто встречаются гитаристы, которые играют очень быстро, но слушать их совершенно не интересно. Душу мою они не затрагивают (а ведь самое главное в любом искусстве, это воздействовать на Душу человека!). И это горе для этих музыкантов, потому что на раннем этапе они развивали только голую технику, а Душу не растили. Почаще играйте для себя мелодические лёгкие пьесы, которые технически не представляют для вас ни какой сложности, но тогда покажите всё на что вы способны в музыкальном смысле! Короче, этим надо специально заниматься и тогда техника ваша будет Художественной, а не спортивной…

11. Старайтесь слушать и играть музыку, которая вам понятна и близка, которая очищает и возвышает вас. Сейчас появилось много композиторов-экспериментаторов, создающих опусы, похожие на загадки. Не очень увлекайтесь этими ребусами. Музыка должна быть для вас ясной - только тогда вы сможете донести её суть до слушателя и достучаться до его души. Гитара имеет столько хорошей музыки, что жизни не хватит, чтобы переиграть её. Даже от многого хорошего, к сожалению, приходится отказываться - нужно выбирать... Всё охватить невозможно...

12. Самое важное, это Как вы играете музыку? (Главное не ЧТО?, а КАК?).

13. Высший пилотаж, это не значит ошеломить ваших слушателей пассажами и другой беготнёй по грифу. Наоборот, если вы сумеете лёгкой, элементарной пьесой так задеть людей, что в зале наступит тишина, в которой они ловят каждую вашу ноту, значит это Искусство. Именно над этим и должен работать музыкант большую часть времени...
14. Если вы простой, лёгенькой пьеской можете трогать души людей, эначит вы на верном пути!

15. Очень полезна для работы над Музыкой "Школа игры на гитаре" Маттео Каркасси. Особенно пьесы из 1-ой и 3-ей частей. Можно брать пьесы и других композиторов, главное, чтобы уровень сложности был примерно такой же. Бывают дни, когда не хочется играть надоевшие уже упражнения или гаммы. Ничего страшного! Скажите себе: "А сегодня я поработаю только над Музыкой!" И поиграйте с листа несколько этих простых пьес: останавливаясь, повторяя некоторые такты или фразы... Эта работа над музыкой, является работой над смыслом. Поэтому здесь спешить ни в коем случае нельзя. Пускай это будет медленно, но правильно и главное - музыкально! (Желательно проводить такие "неожиданности" в занятиях музыкой почаще!)

Итак: заниматься ежедневно 1,5-2 часа!(Минимум!) Играть медленно! Почаще играть лёгкие пьесы - это очень помогает серьёзнее вникнуть в суть музыки (и не хвататься сразу за Альгамбру или Легенду)! Всё внимание сосредотачивать на главной Мелодии (аккомпанемент тише в два раза)! Интонация во фразах! Чистой техникой(специальными упражненими, гаммами и другим) нужно заниматься минут 30 в день. Остальное время нужно потратить на работу над пьесами, где тоже предстоит работа над техникой, но уже Художественной. Если нет беглости, поиграйте некоторое время тихим звуком!

Успехов вам и в творчестве и в жизни!!

Следующая статья "Размышления о музыкантах"

© Евгений Шилин 2004