Гитарогриф. Фотоальбом.

Тренажёр. Модель ТГ-2.  Мензура 580мм. Гитаро-гриф ТГ-2 с  подставкой(упором) под правую руку. Модель ТГ-2.   Хорошо видна подставка под  локоть правой руки.Два моих лучших Г-грифа. Четыре разные модели  Г-грифа: три -классические и одна эстрадная( узкий гриф) Без гитары я не выхожу из дома.  Даже на рынке она  всегда со мной. В нотном магазине прежде, чем купить ноты, - я  проигрываю нужные пьесы на ТГ. Четыре корпуса Г-грифа (увеличено). Даже розетки у всех разные. Четыре тренажёра на зелёной лужайке. Мы с ТГ-5 приветствуем знаменитый мост Golden Gate и Сан-Франциско. Работа над пассажной техникой. Большой палец  лежит на струнах. Задняя сторона в увеличенном виде С такой гитарой можно ходить в горы и даже лазить  по скалам. Сравнение размеров Гитаро-грифа  и гитары. Самая удачная модель ТГ-5  -  концертный гитаро-гриф. Мензура - 650мм. На  природе легче рождаются новые мелодии . Звук, как у настоящей гитары, только тише.  Удобно отрабатывать приёмы расгеадо. Ещё один увеличенный вид  спереди. Натюрморт из гитаро-грифов на тротуаре . Энергетический круг в монастыре Монсеррат. Испания. Пока жена примеряет в магазине шляпку, я решил позаниматься над Гранадой-Альбениса. Ещё один вид  Г-грифов с  обратной стороны. Ночью, когда все спят, я играю на меньшей модели (она тише). И в прохладные дни мы вместе. Арпеджио на фоне Тихого Океана.  В-Лобос - Этюд 1. Чакона-Баха в монастыре Монсеррат, около Барселоны. Играть на тренажёре удобнее стоя (и полезнее для здоровья!). Очень удобно носить Г-гриф на спине,  как ружьё у охотника. На голубом столе лежали... Струны тренажёра  очень близко к порожкам.  На 12 ладу -1,5 - 2ммНакладка из чёрного дерева. Опять спрашивают - Что это у  меня за  инструмент?Головки моих тренажёров. Гитара  и  Г-гриф отдыхают после концерта. Тоже устали.Дуэт с виолончелистом Пабло Казальсом. Импровизация в абстрактном стиле.  Музей Сальвадора Дали. Испания. Весёлый реквием - в музее Сальвадора Дали. Волны Испании около г. Таррагоны.Гитара - это мой крест, который я несу с  удовольствием.

 

Послушайте как звучит этот тренажёр на YouTube:

1. Waves of Spain
2. Farruca
3. Lagrima
4. Romance

НОВОЕ СЛОВО В ГИТАРОСТРОЕНИИ.

Эта история началась давно, лет 20 тому назад. Я работал солистом-гитаристом в одной из концертных организаций Советского Союза. Пришлось поездить и полетать по необъятным просторам нашей родины. Вы хорошо знаете, что очень уж "широка страна моя родная". Иногда перелёты длились по 6-8 часов. Так же и с поездами, автобусами. Нелегка шляпа артиста! (Тяжела шапка Мономаха).
Короче говоря, передо мной встал вопрос: "Чем занять себя во время длительных перелётов и переездов?" Ведь пропадает огромное количество времени впустую. Читать книгу или решать кроссворды 8 часов подряд - утомительно. И тогда я впервые подумал о гитарном тренажёре, чтобы на нём можно было работать хотя бы над техникой.
Главное - это Идея!

Как только мысль родилась - работа закипела. Сразу скажу, что за всю свою жизнь я сделал или, как говорят мастера, "построил" всего десять этих необычных гитар. Условно, я назвал этот музыкальный инструмент - Тренажёр, ГитароГриф (ТГ). Первый из них был сделан из одного куска дерева. Я взял брусок (600х80) и - как папа Карло выстругивал из полена Буратино, так и я ножом, стмеской и напильником выстругал из него подобие грифа гитары. Потом я наметил, где должны быть металлические лады на грифе, ножовкой пропилил пазы и вставил туда лады. Когда я изобретал эту свою придумку, то, по ходу работы, совершил много новых открытий: как прикрепить струну в нижней части гитарогрифа, какую сделать головку, колки, какая должна быть мензура и т.д. Хотя это и не настоящая гитара, но все основные детали, какие есть в настоящей, должны быть и здесь. В первой модели (ТГ-1) у меня была самая элементарная головка и я использовал скрипичные колки. Мензура этой гитары была маленькой - примерно от 5-го лада большой гитары до нижней подставки (530мм). Меня интересовало, только одно: чтобы были натянуты струны и чтобы я мог тренировать пальцы правой руки, ощущая струну.
Короче говоря, в первую же гастроль я взял с собой две гитары: концертную и этот самый тренажёр (ТГ-1). Когда в самолёте я достал его из чехольчика и начал играть, я понял, что это именно, то, что мне и нужно было. На нём очень хорошо отрабатывать всевозможные приёмы: расгеадо, пассажную технику, работать над апояндо, тремоло и другими. И главное - рядом сидят люди, видят, что я играю, но звуков, из-за гула самолёта, они не слышат - я им, совершенно, не мешаю (это очень важно - не мешать людям жить так, как они хотят!)

Этот первый ТГ-1 был не акустическим, т.е. у него не было кузова, который бы мог усиливать звучание. Но всё-равно, даже при шуме двигателей самолёта, до меня доносились очень тихие звуки струн и можно было контролировать свою игру. Это тоже очень важно, иначе получится бессмысленное шевеление пальцев и глупый тренинг, который к музыке никакого отношения не имеет. (К сожалению, в наш технический век, именно, на это и тратят своё время многие молодые музыканты, начитавшись советов некоторых заграничных преподавателей.)
Но вернёмся к предмету нашего разговора - к ГитароГрифу. Он очень удобен для сочинения музыки и, особенно, для преподавания. Так как я много ездил на гастроли, то преподавать я мог только частным образом. Поэтому, когда я приходил к ученикам на урок и доставал из чехла этот никогда невиданный ими инструмент, то все они таращили глаза от удивления. На уроке ученику можно показать на Г-грифе, как играть пальцами правой руки, как должны работать пальцы левой руки. Можно проиграть пьесу. Заниматься техникой на нём удобнее, потому что я опустил струны низко ( над 12 ладом всего 1,5 - 2мм) и можно играть часами, а пальцы левой руки не устают. Вообщем, для меня это оказалось очень удобным дополнением к классической гитаре. Ночью я, лёжа в постели, часто сочиняю музыку, а жена, в это время, продолжает спокойно спать (Большая часть моей Школы игры на гитаре, а также пьесы и обработки написаны, именно, на Г-Грифе, потому что ночью - творческая тишина и никто не отвлекает).

Человек не может довольствоваться малым, тем, что у него уже есть - ему всегда хочется большего. Поэтому я тоже на этом не успокоился и продолжил работу над улучшением конструкции моего ГитароГрифа. Следующие модели я уже делал акустическими - с маленьким кузовом (корпусом). Гриф я стал брать уже готовый (от разбитых гитар) и вся моя задача состояла только в том - как его присоединить к корпусу. Форму корпуса (т.е. кузова) я выбрал прямоугольную. Это видно на фотографиях. Сейчас у меня сохранилось четыре гитарогрифа. Остальные ушли по ученикам. Особенно они понравились моим ученикам-иностранцам. Не знаю почему? Любят всё необычное!


На всякий случай, я оформил патент на это изобретение, но пока не стал заниматься морокой внедрения его в жизнь, в производство. Я, примерно, предполагаю через что надо пройти, чтобы пробить это дело. Другая причина - моя лень. Тем более - я не думаю, что на этой вещице можно сделать хороший бизнес. Настоящая гитара, по размерам, сама является очень удобным инструментом и заменить её невозможно. И поэтому мой ГитароГриф - это только дополнение, приложение к настоящей, классической гитаре. Он удобен для артистов, для преподавателей, для бардов и для композиторов-гитаристов, это очень хороший, оригинальный и удобный инструмент. Я доволен, что он у меня есть.

Один из Г-грифов у меня самый любимый(ТГ-5). На фотографиях - я, чаще всего, с ним. Он у меня, как концертный инструмент. Накладку грифа на нём я сделал из чёрного дерева, кузов выдолбил из сосны; верхнюю деку, как положено - из ели. Естественно, что я установил на нём пьезоэлемент и иногда, чтобы соригинальничать, играю на нём через усилитель на некоторых своих выступлениях. Как звучит этот тренажёр вы можете послушать и посмотреть на YouTube:

1. Waves of Spain
2. Farruca
3. Lagrima
4. Romance

Вы видите, что ТГ висит у меня на ремне, иначе на нём будет неудобно играть: облокотиться то не на что. Поэтому в модели ТГ-2 я сделал опору(подставку) из толстой проволоки, куда можно установить локоть. Ещё одно хорошее качество этого инструмента - это то, что, наконец, можно хоть на время встать со стула, на котором гитаристы-классики проводят основную часть своей жизни, и позаниматься стоя! Очень полезно хоть иногда размять кости.
Так что, ребята, если кто заинтересовался этим новым инструментом - берите в руки столярные инструменты и создавайте для себя свои тренажёры... Успехов вам!!!


 В продолжении этой истории, добавлю следующее. Как то я просматривал музыкальный энциклопедический словарь и на одной странице под буквой "П" увидел рисунок очень похожий на мой Г-гриф. Называется этот инструмент "пошет" (с ударением на втором слоге) и представляет из себя, как бы маленькую скрипочку. Её использовали учителя танцев в 16-18 веках. Привожу полностью эту статью из муз. словаря.
ПОШЕТ, пошетта (франц. pochette, от pocheter - носить в кармане), - струнный смычковый инструмент малого размера (длина 200-350мм). В 16 веке имел 3 струны и лодкообразный корпус, позднее - 4 струны и корпуса различных формы, близкие к виоле, скрипке, гитаре. Строй квинтовый, обычно на кварту выше строя скрипки. Известны ПОШЕТЫ работы А. Страдивари. Употреблялся до начала 19 века, главным образом, при обучении танцам, иногда - как сольный, а также ансамблевый инструмент. Следует отличать от скрипки пикколо. (Музыкальный энциклопедический словарь, Москва, "Советская энциклопедия", 1991)

Так что, оказывается, эта идея пришла не только мне в голову, она уже существует 300 лет (а может быть и больше). Музыкантам всегда хочется иметь при себе свой любимый инструмент, но таскать его с собой большого желания нет. Вот если его положить в карман, тогда другое дело...
То что эта идея оказалась древней, я горючих слёз не проливаю. Потому что я делал это только для себя, для своего удобства и удовольствия, а не для зарабатывания на этом денег. Я не мастер и не бизнесмен. Я - просто музыкант, гитарист. Зато я лишний раз убедился в том, что прав, как всегда, Екклезиаст и, действительно, "нет ничего нового под солнцем":
Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чём говорят: "смотри, вот это новое"; но это уже было в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после. (Библия. Екклезиаст)
Вот на этой радостной и оптимистичной ноте я и заканчиваю свой правдивый рассказ.

24 мая 2006.